Расскажите про Ваше первое выступление.

Мой дебют в партии Барбарины в опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта в оперной студии РАМ имени Гнесиных. После последовала партия Сюзанны, как дипломный спектакль. Люблю оперу и театр всей душой, поэтому для меня, для студентки, это было очень ответственно и волнительно. Я подошла к делу очень серьезно, вплоть до внешнего вида роли. Хотя партия Барбарины второстепенная, цель была сыграть роль так, чтобы именно она запомнилась слушателю. Меня переиграл студент-англичанин в роли Садовника, который должен был выйти с одной репликой и очень пьяный….у него это хорошо получилось. До сих пор никто ещё на моих глазах не сыграл такого пьяного человека, как он. Это было очень смешно…

Как вокалисту справиться с волнением перед выступлением?
Бороться с волнением — это тоже часть нашей работы в профессии певца. Не могу сказать, что никто не волнуется. «Правильное» волнение — это хорошо! Если присутствует уже паническая атака и стресс, то тут нужно тщательно разобраться в себе, задать многие вопросы: «Мне есть что сказать слушателю через своё исполнение?», «Для чего я столько готовился, чтобы из-за волнения перечеркнуть всю эту работу?», «Почему мне, как музыканту, пришлось столкнуться с таким состоянием, которое создаёт мне такой дискомфорт?». С опытом приходит полная уверенность сцены — это ключ. В конце концов, выходя на сцену, ты обязан показать профессиональное мастерство, а не сиюминутное волнение, которое не заслуживает зритель в зале.

Как выбрать песню на конкурс?
Каждый репертуар должен соответствовать возможностям певца и подаче певца на сцене, а также месту, где он исполняется. Конкурс — это скрытая форма конкуренции. Выбор репертуара здесь должен быть выигрышным и обязательно петым несколько раз. Брать целиком новую программу, это повод для многих неудач. Сейчас стало особенно модно записывать на видео, наверно это самая минимальная подготовка нового произведения перед любым выступлением. Такая форма заставляет собраться, чтобы записать качественно. Это на случай, если нет возможности обкатывать произведение перед конкурсом на концерте.
Я не против, например, популярной программы, которая поётся всеми и везде. Смотря, как ты ее сможешь исполнить…

Какие чувства испытает член жюри, когда выставляет оценку выступления?
Недавно одна знаменитая и замечательная оперная певица спросила меня (не буду называть имён): «Я впервые прослушивала конкурс певцов. Как Вы это делаете? Это так трудно! Оценивать певцов, не опираясь на субъективную оценку». Да, это очень трудно. Мы, жюри, часто тоже волнуемся при решении, кто достоин и кто все-таки лучше. У конкурса всегда есть критерии оценки, их мы обязаны придерживаться. Таким образом, избавляясь от чувств симпатии к исполнителю, можно поступить рассудительно. Также очень важны в жюри такие качества, как мудрость и профессионализм.

Пожелание участникам конкурса.
Быть! А не казаться певцом…
Не опускать руки, если что-то не получается. Только огромный труд к мастерству помогает достигнуть результата!